Оно оказалось одним из самых поверхностных за всю историю: в нем показывали откровенно глуповатых людей, цель которых — лишь поиск брендовых вещей. Это шоу просуществовало всего три месяца, и неспроста.
Во времена, когда дизайнеры заявляют о необходимости делать индустрию инклюзивной и стараются приобщить пользователей к осознанности, такой формат кажется неактуальным. Сценаристы навязывали зрителям стереотип о том, что мода — это сплошное потребление и культ дорогих вещей.
В дальнейшем его адаптировали в нескольких странах, включая Россию. Изначально это британский проект под названием Snog Marry Avoid?. Впоследствии им проводили перезагрузку: подбирали наряды и прическу, подчеркивающие особенности фигуры, скрывали боди-модификации и старались сделать их похожими на нормальных. В каждом выпуске зрителям показывали нескольких участников, чей образ далек от общепринятого: они могли быть представителями субкультур или попросту предпочитать накладные ногти, сильный загар, яркий макияж. Звучит неплохо, однако на практике программа токсична.
После зрителям демонстрировали чудесные изменения в жизни бывшего фрика: его сразу начинали замечать интересные персоны, друзья снова начинали общаться и так далее. Фото человека ‘до’, а затем ‘после’ показывалось случайным прохожим — их спрашивали, что бы они сделали с изображенным на снимке при встрече: поцеловали, женились на нем или послали к черту. Такая концепция возмущает, особенно в наше время — кому какое дело до того, сколько пирсингов сделал человек и какой длины у него юбка? Шоу как бы намекало: позволяя себе самовыражаться с помощью внешнего вида, ты обрекаешь себя на неуважение к себе и одиночество.
За это время ведущие, которые были профессиональными моделями, посетили Уилла Смита на съемках The Fresh Prince of Bel-Air, обсудили лучшие средства по уходу за кожей по мнению Наоми Кэмпбелл, понаблюдали, как Destiny’s Child готовятся к Video Music Awards, погрузились в дебри фэшн-индустрии. Шоу шло 11 лет с 1989 по 2000 год.
Именно поэтому шоу можно считать актуальным и в наши дни: создатели приоткрывали дверь в мир селебрити, но не боялись затрагивать и серьезные темы. Здесь же без прикрас рассказывали о буднях популярных девушек — от многочасовой наработки фирменной походки до расстройств пищевого поведения.
‘Проект’ адаптировали в ОАЭ, Великобритании, Украине, России, Финляндии, Гонконге и еще десятке стран. Он идет по ТВ с 2004 года: поначалу ведущей была Хайди Клум, позже ее сменила Карли Клосс. Они каждую неделю создают наряды на заданную тематику из определенных материалов, после чего работы оценивают судьи. По сюжету, участники соревнуются друг с другом за право стать лучшим модельером. Шоу рассказывает о беспощадности в мире моды: здесь есть место и скандалам, и попыткам превратиться из аутсайдера в лучшего претендента, и мемам… Чего только стоит выпад участника об ужине с Кушнерами в 18 сезоне, после которого ведущей еще долго приходилось отвечать на неудобные вопросы о связи с семьей магнатов.
Поначалу конкурсатку вполне могли выгнать за то, что она является транс-персоной, о плюс-сайз участницах не было и речи. За 25 сезонов шоу прошло эволюцию, уйдя от токсичных стандартов и лукизма к актуальной повестке. Затем создатели ‘Топ-модели’ устраивали конкурс и для девушек с ‘неподходящим’ для подиума ростом, приглашали плюс-сайз моделей. Позже шоураннеры поняли ошибку: в одном из сезонов ввели в конкурс модель, совершившую переход. Сейчас ведущей шоу и вовсе является Эшли Грэм, хотя в 24-м сезоне Тайра Бэнкс ее вновь потеснила.
Она могла вдохновить даже самого отчаявшегося конкурсанта и разрешить любые разногласия. Наконец, в ‘Топ-модели’ было место прощению и целительным разговорам с Тайрой. Сама программа цепляет хорошим отношением руководства, которое умело признавать ошибки — не словами, но делом — и давать надежду на успешную карьеру тем, кто раньше мог только мечтать о мире моды.