Забирайте следующую информацию в закладки. Ранее Анна Панова рассказывала о профессии журналиста, а теперь делится практическими советами о публичных выступлениях, которые пригодятся каждому, кто хочет овладеть навыком.
Зачем ВАМ это нужно? 1.
Замечали, что слушать некоторых спикеров — сплошное удовольствие, а завидев других — тут же хочется переключить канал/выйти из зала? Мы живем в эпоху влоггинга, прямоэфирных телешоу с многочисленными экспертами и модных конференций с разнообразными темами — от женского счастья до макроэкономики.
А вдруг журналист какого-нибудь телеканала подойдет на улице, чтобы узнать ваше мнение о защите синих китов? Даже если не читаете лекции в университете и не ведете ток-шоу на телевидении, эти советы все равно могут вам пригодиться. А там, глядишь, и собственный канал в YouTube откроете.
Не только ЧТО, но и КАК 2.
Во что одет, как жестикулирует и так далее. Ученые выяснили: слушатели реагируют не только на то, ЧТО говорит спикер, но и на то, КАК он говорит. И вот сухие цифры:
А это значит, прежде чем стать спикером, вы должны проанализировать, как выглядите и как звучите. Представляете, смысл слов имеет всего 7% значения?
Встречают по одежке 3.
Если речь идет о росте ВВП, спикер в растянутом свитере с оленями выглядит странно. Наряд выступающего должен соответствовать формату и тематике выступления. Также не вызовет доверия дама в декольтированном платье леопардовой расцветки, рассуждающая о перспективах членства Украины в НАТО.
Многие спикеры их боятся. Отдельный пункт — жесты. Слушателей располагают свободные, уверенные и ОТКРЫТЫЕ жесты. Держат руки по швам, когда стоят, или нервно барабанят пальцами по столу, если выступают сидя. Пытаясь раскрепоститься, не переборщите: «вертолеты» руками вызовут у аудитории отторжение. Обычно это легче дается женщинам, от природы они более эмоциональны.
Заговори, чтобы я тебя увидел 4.
Кому это понравится? Выступающий тараторит визгливым высоким голосом, не выговаривая половину букв алфавита.
А слуху приятны низкие, грудные голоса. Если хотите вызвать симпатию у зрителей и быть услышанным, очень желательна четкая дикция, адекватный темп речи и приятный голос.
Но тембр можно улучшить! Бархатистый баритон или контральто, увы, не всем даны от природы.
Слова, которые содержат смысл 5.
Если ваш внешний вид адекватен и речь приятна, аудитория услышит и ваше мнение.
Убедитесь, что вы не используете русизмов в украинской речи и украинизмов в русской. Безусловно, речь должна быть грамотной. Не используйте терминов, в значении которых не уверены. Проверьте склонения и спряжения. Снимите свое выступление на телефон и попросите близких вас покритиковать. Избавляйтесь от словесных паразитов, таких как: «как бы», «типа», «ну», «эээээ…».
Начинайте с главного. Используйте короткие предложения (6-10 слов), их легче воспринимать на слух. В конце — подытоживайте свою мысль. Подкрепляйте тезис аргументами. Будьте убедительны.
Не «растекайтесь мыслью по древу» 6.
Легче воспринимаются краткие речи. Помните об идеальной продолжительности выступления.
Как по мне, 10-15 минут будет достаточно. Если выступаете, например, перед собственным коллективом, уточните тайминг заранее. Так будет легче удержать интерес аудитории. Если выступаете на конференции, и от вас ждут 30-60 минут, рекомендую вооружиться слайдами. Подробнее об этом в пункте №8.
Готовьте текст выступления. 7.
На любую тему у них есть яркие тезисы, которые аудитория будет слушать, затаив дыхание. Конечно, есть такие гуру публичных выступлений, которым и готовиться не нужно.
Используйте простой язык, а если нужны сложные термины — поясняйте их для зрителей. Но если вы в этом деле новичок, пишите тексты заранее, структурируйте свои месседжи.
Используйте наглядные пособия 8.
Они помогают выделить главное, проиллюстрировать сложные схемы или процессы да и просто удержать внимание аудитории. Выступая публично, я всегда использую слайды.
Все зависит от темы. Это необязательно должны быть трехэтажные графики! Возможности современных компьютерных программ позволяют добавлять в презентацию видео-слайды, используйте это. Смешная картинка или яркая цитата могут захватить аудиторию больше, чем набор умных слов.
Именно грамотная и яркая презентация помогает усилить «эффект пользы» и оставить позитивные впечатления. Ключевой вопрос, который я задаю себе, готовя выступление: что слушатели должны вынести для себя, какую практическую пользу получить?
Выступление «для прессы» 9.
Не стоит делать длинных экскурсов, вспоминая историю вплоть до Рюриковичей. Повторю правило из пункта №6: не растекайтесь мыслью по древу.Если вы отвечаете на вопросы журналиста в интервью, пусть ваш ответ длится с минуту. Особенно важно уважать хронометраж на телевидении, где эфирное время дорого. Будьте конкретны. Уважайте свое и чужое время. Но даже если это запись, а не прямой эфир, не заставляйте журналиста отслушивать потом 30 минут вашего «потока сознания», если он просил конкретного ответа «подорожает ли доллар осенью».
Любите свою аудиторию 10.
Так вот, я так НИКОГДА не делаю. Наверняка вам доводилось читать такой совет для тех, кто боится выступать публично: представьте своих слушателей голыми и беззащитными, это придаст вам уверенности. Насчет «лучей добра» я серьезно! Напротив, посылаю аудитории улыбку и лучи добра еще перед тем, как начну говорить.
Попробуйте полюбить свою аудиторию — и она ответит вам взаимностью. И даже атмосфера в помещении меняется, проверено!