Санитайзеры. Антисептики. Москва. Доставка.

Первая женщина-режиссер в Саудовской Аравии: о борьбе с миром и обретении собственного голоса

Причиной запрета на публичный показ фильмов стало недовольство консервативной религиозной части общества. Во время исламского возрождения 1980-ых годов власти Саудовской Аравии закрыли все кинотеатры в стране. С тех пор, чтобы посмотреть кино на большом экране, жителям приходилось ехать в соседний Бахрейн.

Главная героиня – автор книги о Франкенштейне Мэри Шели. В мае на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Красавица для чудовища». Судьба героини в чем-то похожа на жизнь режиссера картины Хаифы аль-Мансур. Это вдохновляющая история о сильной девушке, которая бросает вызов мужскому миру и создает серьезное философское произведение. Она – первая женщина-кинематографист в Саудовской Аравии – стране, где до 2018 года были запрещены кинотеатры.

Первая женщина-режиссер в Саудовской Аравии: о борьбе с миром и обретении собственного голоса

Дочь известного саудовского поэта Абдул-Рахмана аль-Мансура, она жила вместе с 11 братьями и сестрами. То, что произошло с Хаифой аль-Мансур, было бы невозможно в большинстве семей в Саудовской Аравии. Отец показывал девочке видеофильмы с Джеки Чаном в то время, как во всей стране были запрещены кинотеатры. Дети получили либеральное для арабской страны воспитание.

Первая женщина-режиссер в Саудовской Аравии: о борьбе с миром и обретении собственного голоса

Затем продолжила образование в Сиднейском университете, окончив его со степенью магистра по режиссуре и киноведению. При поддержке отца Хаифа получила степень бакалавра по сравнительному литературоведению в американском университете в Каире.

Но Хаифе удалось стать известным кинорежиссером задолго до этого. Первый за 35 лет публичный показ фильма состоялся в январе этого года в рамках новой экономической программы страны.

Следом была документальная лента о скрытых сторонах жизни арабских женщин. Тем не менее, один из фильмов – «Единственный выход» получил премии фестивалей ОАЭ и Нидерландов. Ее фильм «Женщины без тени», снятый в 2005 году, вызвал много негативных отзывов среди консерваторов и был назван богохульным. Фильм показали на 17 международных кинофестивалях.Не все относились к творчеству Хаифы так благосклонно, как международные кинокритики. Отцу режиссера присылали жуткие угрозы, одна из которых:

Главными героями были в основном ее братья и сестры. Хаифа начала с короткометражных фильмов. Никаких возможностей для создания полноценного фильма в их стране женщина не имела. Как рассказывает режиссер, сначала она относилась к этому, как к хобби.

Главная героиня – девочка, которая мечтает о таком же велике, как у соседского мальчика. Картина, как и другие работы Хаифы, затронула тему гендерного неравенства, а именно – запрет женщинам ездить на велосипеде. Когда выясняется, на что она хочет потратить выигрыш, его отдают на благотворительность от имени Ваджды. Ваджда долго копит, а затем выигрывает в школьном конкурсе на знание Корана, где главный приз – крупная сумма денег.

Вы просто должны пройти через это. Иногда вы должны быть храбрыми, когда вам очень страшно. Закрыть глаза и сделать.

В 2012 году она представила полнометражный фильм «Ваджда» уникальный в своем роде. И Хаифа сделала. Такое стало возможным при поддержке продюсерской компании прогрессивного принца Аль-Валида – одного из членов саудовского королевского дома. Это первый полнометражный фильм женщины-режиссера и первый художественный фильм, снятый полностью на территории Саудовской Аравии.

Как рассказывает режиссер, европейский мир кинематографии тоже не очень дружелюбен к женщинам. В прошлом году Хаифа покорила Голливуд с фильмом «Красавица для чудовища» с Эль Фаннинг в главной роли. Ей непросто найти мужчин в свою команду, потому что до сих пор немногие готовы работать под женским руководством.

В теме прав женщин всем хотелось видеть изнасилования и убийства. Как рассказывает Хаифа, найти зарубежное финансирование на фильм было сложно – никто не верил в простую историю о девочке и велосипеде. Хаифа всегда была против того, чтобы сгущать краски:

В стране женщинам запрещено работать на одной территории с мужчинами. Снять фильм в Саудовской Аравии серьезный вызов. Всем съемочным процессом Хаифе приходилось руководить из закрытого фургона, следя за происходящим по монитору и общаясь со съемочной группой по радиосвязи.

Бывали моменты, когда я сидела в этом замкнутом пространстве и со всей силы кричала: «Сделай это!» или «Сделай то!» Думаю, что это заставило меня работать усерднее. Это было трудно.

Важнее всех кинопремий стало возобновление дискуссии о запрете на женское катание на велосипеде. Фильм получил ряд кинопремий и стал первой картиной, выдвинутой на «Оскар» от Саудовской Аравии за всю историю страны. Правда, женщины по-прежнему довольно ограничены могут кататься лишь в развлекательных целях, а не использовать велосипед как транспорт для перемещения, обязаны ездить в сопровождении мужчины и быть одетыми в соответствии с исламским дресс-кодом. Через год закон был смягчен, как считают многие, под влиянием фильма Хаифы.

Теперь ее саму приглашают в жюри престижных международных кинопремий. Сегодня Хаифа аль-Мансур – самая влиятельная персона саудовского кинематографа.

Фильм «Чудо-женщина» был удивительным шагом вперед, доказавшим, что женщины могут справиться с большими бюджетами и что женщина-звезда может сделать фильм и может сломать потолки. Я действительно горжусь всеми женщинами-кинематографистами и звездами, которые открывают почву для женщин в этом большом жанре. Это было действительно удивительное достижение в киноиндустрии.

Отчасти потому, что в них она узнает себя. Хаифа не задавалась целью снимать фильмы только о женщинах, но именно эти истории кажутся ей по-настоящему важными.

Я не хочу акцентировать внимание на жертвах. Я люблю молодых женщин, которые борются с миром, чтобы обрести собственный голос. Я из Саудовской Аравии, я точно знаю, что значит быть дискриминированным или иметь дело с сексистским миром. Я знаю женщин, мы проходим через много тяжелых вещей. Я думаю, что путь к успеху это просто идти в жизнь и пробивать ее. Но я чувствую, что мы не должны жаловаться.

Он расскажет об афроамериканке, которая не может принять свою внешность и пытается соответствовать европейским стандартам красоты – худоба, прямые волосы. В ближайших планах Хаифы – фильм «Счастье в волосах» для Netflix. В фильм войдут и документальные съемки.

Даже европейские женщины не должны вписываться в одну форму. Я думаю, что для нас, женщин, очень важно любить себя и любить то, как мы выглядим, и мы не все должны выглядеть по-европейски очень высокими, очень белокурыми, очень тонкими. Во всем есть красота, и очень важно принять наши корни.

Несмотря на болезненное отношение жителей страны ко многим вопросам, Хаифа уверенна – их нужно затронуть и рассказать миру важные истории о женщинах. Также Хаифа планирует снять еще один фильм на территории Саудовской Аравии.

Открыто и смело требовать отношения, которого мы сами хотим для себя. Мы живем в удивительное время, и, думаю, чтобы добиться признания и равноправия, женщинам нужно бросать вызов, не соглашаться на те условия, которые предлагает общество.


ПРОГОЛОСОВАТЬ:
Плоховато!Отлично! (Ещё никто не голосовал)
Загрузка...

Метки текущей записи:

,
 
Статья прочитана 1 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Наши партнеры

Читать нас

Написать нам

Наша почта

maildess