Санитайзеры. Антисептики. Москва. Доставка.

Следи за языком: можно ли делать людям замечания по поводу их грамотности

Но на деле придирки к чужим словам почти никогда не достигают ни одной из этих целей. Мотив тех, кто склонен поправлять речевые ошибки окружающих – в речи или письменном тексте, – звучит благородно: не допустить всеобщей деградации, помочь человеку стать лучше и не выглядеть необразованным. Вот несколько причин, почему замечания по поводу чьих-то ошибок скорее сделают из тебя неприятного собеседника, чем повысят всеобщую грамотность.

Следи за языком: можно ли делать людям замечания по поводу их грамотности

На речь влияет культура, в которой вырос и живет человек, образование, ситуация, в которой происходит диалог, — собеседник может быть взволнован, смущен, спешит. То, как мы говорим, — такая же часть нашей личности, как стиль в одежде, прическа и прочие элементы образа.

Следи за языком: можно ли делать людям замечания по поводу их грамотности

Указание на ошибку в слове — популярный аргумент в интернет-споре. Людям, которые позволяют себе критику в адрес того, как пишут или говорят окружающие, редко удается сделать это корректно. Неважно, о чем идет разговор, граммар-наци тычет пальцем в неправильную букву или лишнюю запятую, уже чувствует себя правым и забывает, что далеко не всегда отсутствие грамотности говорит о том, что человек не разбирается в какой-то теме.

Легко: твой комментарий, помимо самого замечания, содержит советы вроде «откройте словарь», «учите русский язык», оценки — «в вашем возрасте стыдно так говорить», «вообще-то здесь запятая не нужна». Как понять, что ты поправляешь чью-то ошибку, чтобы самоутвердиться, а не потому что реально хочешь помочь? У Heroine тоже есть контакт для обратной связи, и мы всегда рады внимательным нетоксичным читателям. Почти всегда найдется способ сказать человеку об ошибке непублично: отвести в сторону, написать в личные сообщения, если речь об интернет-общении — администрации паблика или на почту интернет-издания.

Как бы мило, доброжелательно или нейтрально ты не попыталась исправить собеседника, подумай, стоит ли твоя борьба за всеобщую грамотность того, чтобы нарушить чей-то комфорт. Нельзя сделать взрослому человеку замечание о его речи в публичном пространстве и не поставить его в неловкое положение.

От того, что ты пару раз поправишь его, он не начнет произносить это слово правильно. Ошибки в речи или на письме прочно вживаются в наш язык, особенно когда человек уже взрослый и много лет говорит «звОнит» вместо «звонИт». Он даже может знать, что норма «звонИт», но слишком привык говорить «звОнит» и не замечает этого.

Нормы в нем меняются, появляется вариативность в произношении и написании, а уследить за этим сложно, если не занимаешься лингвистикой профессионально. Русский язык, как и любой другой, — далеко не монолит. Поправляя кого-то, человек может не учитывать, что уже давно допустимы оба варианта, и этим лишь поставит себя в глупое положение.

Даже в этом случае стоит делать замечания корректно: так гораздо больше шансов, что собеседник его усвоит и исправится. — Если это твоя работа, а человек – твой ученик или студент.

Друг или родственник доверяет твоей грамотности и просит поправлять его, потому что хочет стать лучше. — Человек сам попросил об этом. Замечание вызывает негатив — оставь попытки, если хочешь, чтобы ему было и дальше комфортно с тобой общаться. Ты можешь поправить близкого и без спроса, но следи за его реакцией. Исключением могут быть дети: их стоит поправлять, потому что они только учатся говорить, формируют словарный запас и речевую культуру.

Например, иностранец учит русский или кто-то из твоих близких учит другой язык, на котором ты свободно говоришь. — Человек учит язык, которым ты уже владеешь. В таком случае твои замечания – корректные и позитивные — помогут ему практиковать правильную речь или письмо.

Ошибки на рекламных баннерах, объявлениях и других публичных источниках замечать полезно, потому что они не оскорбляют никого конкретно при этом не дают окружающим считать, что так писать можно. — В публичных текстах. С публичными речами сложнее – критикуя их, легко скатиться в уничижение говорящего и самоутверждение.

К примеру, твой коллега готовится к публичному выступлению и допускает грубую ошибку в какой-то части своей речи. — Если это может повлиять на профессиональную репутацию человека. Но, опять же, когда он уже в нем оказался, кричать на весь зал «не одел, а надел», не стоит. Будет уместно предупредить его об этом наедине, чтобы человек не оказался в глупом положении. Слова Чехова: 'Воспитанный человек — это не тот, кто не прольёт соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого', — можно отнести и к речевому этикету тоже. Это только поставит его в еще более нелепую ситуацию.


ПРОГОЛОСОВАТЬ:
Плоховато!Отлично! (Ещё никто не голосовал)
Загрузка...
 
Статья прочитана раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Наши партнеры

Читать нас

Написать нам

Наша почта

maildess