В семье любовь к творчеству не одобряли: мать будущей художницы считала, что такое дело не красит женщину, к тому же ей хотелось, чтобы дочь вышла замуж за богатого жениха. Рисовать Кусама начала еще в детстве: по ее словам, это спасало от навязчивых состояний. На этой почве у Яей то и дело возникалы скандалы с родителями.
Из-за этого у Яей развилось отвращение к сексу и всему, что с ним связано. Дополняло картину и то, что в семье царил токсичный климат: отец семейства вечно изменял жене, а та посылала детей следить за ним.
— признавалась она в интервью Financial Times.
— рассказала Кусама в интервью The Guardian.
В ответ женщина дала немного денег и наказала больше никогда не возвращаться домой: она ощущала себя опозоренной. Яей отвергла нескольких женихов и призналась матери о намерении уехать — творчество было для девушки важнее ‘нормальной’ жизни. В итоге Яей сложила у реки перед родительским домом костер, в котором пылали ее работы, зашила в подклад пальто пачки долларов и уехала навстречу мечте.
Еще в 10 лет Яей столкнулась с голосовыми и зрительными галлюцинациями. Кусама утверждает, что любовь к повторяющимся паттернам появилась у нее после того, как она пыталась отвлечься. В документальном фильме ‘Кусама: Бесконечные миры’ художница вспоминает, что позже видела повторяющиеся узоры везде: в цветочных полях за домом, в видах Тихого океана, который девушка перелетала, чтобы попасть в США, в самолете. Чтобы заглушить их, девочка переключалась на занятие, требующее от нее сосредоточенности.
В итоге она использовала работы как форму эскапизма, то размножая на них узор полька дот, то оставляя скульптуры фаллической формы, чтобы избавиться от страха перед темой секса. Перебравшись в Америку, Кусама поняла, что ей помогают справиться с травмами фрейдистский психоанализ и творчество.
— так Кусама объясняет смысл работы Accumulation №2.
Ежедневно Кусама проводит время в студии с 9 утра до 6 вечера, рисуя шедевры без черновиков. Даже сейчас художница использует творчество в терапевтических целях — в 70-е она после попытки самоубийства переехала обратно в Японию и добровольно легла в психиатрическую клинику, где живет до сих пор.
Еще девочкой она возненавидела все, что связано с баталиями, и решила бороться с человеческой жестокостью при помощи любви. Детство художницы прошло в милитаристской Японии накануне Второй Мировой войны. Даже Церковь Самозабвения она открыла для того, чтобы каждый мог вернуться к истокам своей вечной души, а для этого нужно было всего лишь сбросить одежду и покрыть тело ‘горошком Кусамы’. Это было вполне в духе хиппи, к которым можно отнести и Кусаму: в интервью Guardian женщина признавалась, что вкладывала теплоту и принятие в каждую из своих работ.
В 1968 году она сшила свадебное платье, которое мужчины носили вместе, и сочетала тех браком. Яей занялась первой гей-свадьбой в Нью-Йорке в рамках одного из хэппенингов.
— говорила художница.
Все для того, чтобы показать: искусство — это любовь — сила, способная сразить мировую боль и скорбь. Она же обращалась к Никсону с требованиями остановить войну во Вьетнаме в обмен на секс с ней, организовывала хэппенинги со всеобщим оголением и раздевалась сама.